Русский стиль спецназовского мастерства

          Трудно преподавать теоретическую механику в военном училище. Курсанты упорно не хотят слушать. Того, гляди, и заснут на лекциях. Все нервы вымотали преподавателю Алексею Алексеевичу. Скучная наука. Вот если бы рукопашный бой или стрельба. Там уж точно не уснешь. Он и сам не спал долгими ночами думая, как сделать, чтобы курсантам было интересно, и идея родилась.
Все человеческое тело состоит из тех же рычагов и сочленений. А если законы теоретической механики применить к рукопашному бою и стрельбе, то можно получить рациональный алгоритм действий в сложной ситуации. Когда приемы самбо, дзюдо, бокса были переложены на основы теоретической механики, стало видно, что во многом это и есть рациональный алгоритм действий, выработавшийся за время развития единоборств. Но оставалось очень много, в чем теоретическая механика могла помочь. Без единомышленников идея Кадочникова могла умереть в зародыше. Единомышленники нашлись. Это были офицеры, преподававшие другие предметы в ракетном училище, С.В. Вишневецкий, С.И. Сергиенко, В.В. Темченко. Эта группа единомышленников в 1987 году создала "Центр славянского мастерства". Каждый из этих офицеров увидел что-то нужное для решения проблем, накопленных в предыдущей службе. Для С.В. Вишневецкого искусство рукопашного боя, демонстрируемое А.А. Кадочниковым, стало прекрасной возможностью прикладной реализации многолетней работы по исследованию резервных возможностей человека и развития его творческого начала ( Вишневецкий что называется "от бога" был тем, что позже получит звонкое название "экстрасенс", талантливым художником и вообще творческой личностью). С.И. Сергиенко увидел в искусстве А.А. Кадочникова базу для решения привезенной еще из войск "головной боли" - подготовки войск к защите мобильных ракетных комплексов от диверсантов. Для В.В. Темченко работа в ЦСМ стала возможностью реализовать неиспользованный потенциал организатора научно-практической работы.
          Начатая в инициативном порядке работа скоро вызвала интерес специального направления Генерального Штаба. С 1987 года началась систематическая научно-исследовательская работа по заказу спецнаправления ГШ. За 7 лет было выполнено и успешно защищено 8 отчетов по НИР. Так потихоньку искусство Мастера превращалось в Систему. Но система требовала многогранной подготовки, проработки как минимум нескольких прикладных направлений. С.В. Вишневецкий с Г.Ф. Ситниковой занимались прикладной психологией, методиками задействования резервных возможностей человека, а также тем, что позже получило пришедшее с Запада название "PR".
          А.А Кадочников занимался своим любимым и наиболее успешным разделом - рукопашным боем, обучая курсантов и офицеров, и вместе с Вишневецким и Ситниковой активно пропагандировал систему в печати и в среде специалистов.
          С.И. Сергиенко занялся вторым прикладным направлением подготовки - тактической стрельбой или как ее сначала называли специальной огневой подготовкой. Получив от А.А. Кадочникова исходную информацию о подходах и методах, которыми их учили стрелять, он сумел создать эффективную методику обучения стрельбе в ближнем бою - скоростной, высокоманевренной, в сложнейших условиях наблюдения (в полной темноте на звук, слабую вспышку, с использованием методов биолокации). Параллельно на него легла работа по организации учебного процесса - разработка учебных планов и программ, организация и проведение экспериментальных занятий. Для того, чтобы иметь хоть какую то материально-техническую базу, по инициативе офицеров - энтузиастов была сформирована нештатная рота разведки училища. Были разработаны и утверждены учебная программа и учебный план подготовки роты, организованы систематические факультативные занятия. Приказом начальника училища руководство занятиями с нештатной ротой разведки было возложено на подполковника С.И. Сергиенко.
          Наличие базы позволило организовать занятия с курсантами училища не только по рукопашному бою, но и по стрельбе, минно-подрывному делу, тактике противодиверсионной борьбы (в том числе практические занятия в поле). Дело было новое и не всеми приветствовалось. Но где не хватало опыта, его заменял энтузиазм, которого в годы перестройки было у всех с избытком. На фоне новомодных течений восточных единоборств то новое, что предлагали энтузиасты, выглядело необычно. Кто первый придумал название русский стиль сказать сложно. Видимо сказался патриотизм энтузиастов и их увлечение подлинной русской историей. Это было время выработки основных направлений развития и совершенствования методики. Принципиально новым был отказ от бездумного заучивания приемов, а выработка наиболее целесообразного способа ведения боя с учетом как личных физических данных и уже имеющихся навыков, так и данных противника. Условия проведение схватки и количество противников тоже учитывалось. В итоге два человека, прошедшие подготовку, обладали совершенно разной техникой ведения боя, которая присуща только им. Увлечение группы энтузиастов начало привлекать к себе внимание. Этому способствовала серия удачных публикаций, организованных С.В. Вишневецким и Г.А. Ситниковой в "Литературной газете", "Комсомольской правде", журнале "Русский Стиль". Также вышел ряд программ про русское боевое искусство по местному и центральному телевидению. К разработкам группы офицеров проявили интерес в Генеральном Штабе и Федеральной Службе контрразведки, для которых была проведена демонстрация возможностей боевой системы. Но понять, что по настоящему нужно будет на войне, пока было невозможно. Округ, в котором находится Краснодарское высшее командно-инженерное училище Ракетных войск, всегда считался "Санаторно-курортным" боевых частей в нем на тот период не было. Офицеров с боевым опытом можно было пересчитать по пальцам. Поэтому специалисты смотрели на все это скорее как на национальный фольклор, а не как на боевую систему, применимую в современной войне.



Создание части

          Тем временем перестройка плавно сошла на нет, начался распад Советского Союза и боевые части, выводившиеся из республик Закавказья, располагались на новых пунктах дислокации уже на Юге России. Это были части, побывавшие в боевых действиях в Афганистане и Нагорном Карабахе, не говоря уже о Сумгаитских и Бакинских событиях.
          Молодые офицеры, столкнувшиеся с реалиями боевых действий, причем чаще всего в формах, не описанных в боевых уставах - гражданской войны, контрпартизанской и контртеррористической борьбы - искали новые формы и способы подготовки к ним. Публикации о русской боевой системе легли на благодатную почву. В Краснодар поехали "ходоки" из кишиневского подразделения антитеррора, Марьиногорского и Чучковского спецназа. В 1989 году произошло первое знакомство с представителями отдельной роты спецназа 4 армии. Тогда в руки заместителю начальника командно - разведывательного центра начальника разведки 4 армии тогда еще капитану В. Данилову попала "Комсомольская правда" с интересной статьей о А.А. Кадочникове и "Центре Славянского Мастерства". Являясь мастером спорта по самбо и дзюдо, Данилов увидел, какую пользу система может принести разведке, особенно в условиях Карабахского конфликта. Он убедил начальника разведки Армии полковника Толстыгу А.В. отправить офицеров роты специального назначения в командировку в этот центр, с целью ознакомления с системой на предмет применения в боевой подготовке разведподразделений и в боевых действиях. В первую командировку осенью того же года поехали В. Данилов и старший лейтенант О.Ведерников - командир группы спецназа. Она продлилась чуть больше недели, но даже тех базовых знаний, которые получили офицеры, хватило, чтобы начать проводить регулярные занятия с ротой специального назначения и командно-разведывательным центром. Результаты не заставили себя долго ждать. Эффективность использования разведподразделений в Карабахе возросла, и начальник разведки на свой страх и риск решает периодически отправлять своих офицеров на повышение квалификации в Краснодар. Так продолжалось до 1992 года. Когда рушится политическая система, боевая ее спасти не сможет. В итоге все части 4-ой армии за небольшим исключением были переданы Азербайджану. В это исключение попали командно-разведывательный центр и отдельная рота СпН, которые были выведены в Россию и получили новый пункт дислокации в Краснодаре. Это обстоятельство дало дополнительный импульс для занятий и развития боевой системы. Несмотря на постоянный отрыв личного состава в командировки в зону Осетино-Ингушского конфликта, занятия с военнослужащими военной разведки проводятся как в Центре Славянского мастерства, так и отдельной роте специального назначения, куда для проведения занятий приезжают специалисты ЦСМ. Все офицеры роты становятся горячими сторонниками системы.
          В апреле 1994 года в Москве произошло событие, имевшее огромное значение в судьбе всех, о ком написано выше - 1-ый фестиваль славянских боевых искусств. Все трибуны цирка на Цветном бульваре были заполнены народом до отказа. Там же находились представители японского и американского посольств. В течение дня шла демонстрация различных стилей и направлений. Боевое самбо имело спортивно прикладной характер. Славяно-горецкая борьба, Владимирская ристава, Тверская буза и Семейная школа князя Голицына носили скорее народно-фольклорный характер, или представляли собой реконструкцию исторических событий. Выступление представителей русской боевой системы произвело эффект разорвавшейся бомбы. Зал в полнейшей тишине наблюдал за выступлением и в конце после паузы в несколько секунд взорвался громом оваций. Это была победа. Победа русской боевой системы в борьбе за народное признание. Представлять русскую боевую систему приехали А.А. Кадочников, С.В. Вишневецкий и офицеры спецназа - В.А. Посадский, В.П. Данилов О.А. Ведерников, Ю.И. Шмаков.
          Тогда же - в апреле 1994 года вышла директива министра обороны о создании новой войсковой части - учебного центра по подготовке офицерского состава подразделений военной разведки методиками русской боевой системы. Базой для формирования Центра директивой было определено Краснодарское высшее авиационное училище. Однако помещения, которые планировалось выделить под Центр, находились еще в состоянии фундамента, а заявки на обучение уже начали поступать. С.В. Вишневецкий и С.И. Сергиенко сумели убедить начальника ракетного училища принять Центр на свою территорию. Благодаря этому решению Центр смог принять на подготовку первую группу всего через четыре месяца с момента создания.
          Центр имел несколько направлений в своей деятельности:
1. Научно исследовательская работа.
2. Разработка и адаптация методик обучения ведению боевых действий в современных условиях.
3. Обучение офицерского состава русской боевой системе.
          С учетом основных направлений деятельности были разработаны программы обучения, все учебные дисциплины которых находятся в неразрывной связи и в одном можно найти элементы другого. Когда эти предметы объединяются вместе, получается единая гармоничная система подготовки воина-разведчика. Там был рукопашный бой на принципах системы, частью которого была психология построения схватки. Стрельба преподавалась от разрыва дистанции рукопашного боя до эффективной дальности данного вида оружия. Психология имела направленность выживания в боевых действиях с элементами медицины и основ обеспечения жизнедеятельности в экстремальных условиях. Медицинская подготовка максимально адаптировалась к системе, начиная от того, как сделать пистолетом клизму и какие травы северокавказского региона являются лекарственными, заканчивая иглоукалыванием и операцией в полевых условиях. Даже элементы парапсихологии присутствовали в построении занятий.
          1 сентября 1994 года центр приступил к подготовке первой группы в количестве 15-и человек. В группу входили офицеры в званиях от старшего лейтенанта до подполковника и в возрасте от 25-и до 40 лет. На подготовку группы ушло около 2-х месяцев. Эффект превзошел даже самые смелые ожидания. Прошедшие подготовку могли успешно вести рукопашные схватки с одним или несколькими противниками, точно стреляли в ближнем бою из автомата и пистолета, не используя прицельных приспособлений. Даже медицинские показатели значительно улучшились. Нормализовалось давление. Улучшился сон, пищеварительные и нервные процессы. Полученные психологические навыки позволяли лучше справляться со служебной деятельностью. В спецназе этому центру придавали огромное значение. Не случайно с первой группой приехал начальник всего армейского спецназа тогда еще полковник Е.В. Тишин. Он лично убедился в эффективности подготовки и правильности решения о создании данного центра.


 


Учебная работа

          Служба в учебном центре МО объединила офицеров-преподавателей училища, офицеров роты спецназначения и разведцентра. Исходя из способностей, навыков и опыта, за каждым было закреплено направление работы и предмет обучения.
Кадочников Алексей Алексеевич, принятый на работу в качестве гражданского ведущего специалиста - определял основные направления развития и основы создаваемой системы.
 - Вишневецкий Сергей Владимирович вел вопросы специальной психологии, теории рукопашного боя и вопросы общения с взаимодействующими структурами, в том числе прессой.
 - Вишневецкая (Ситникова) Галина Филипповна - вопросы специальной психологии и общения с элитарными объединениями.
 - Сергиенко Сергей Иванович - вопросы специальной огневой подготовки, организация, теория и практика обучения.
 - Данилов Владимир Павлович - теория и практика рукопашного боя.
 - Посадский Владислав Анатольевич - обеспечение жизнедеятельности в экстремальных условиях.
Были и другие, о которых писать по известным причинам время не пришло.
          Работали с интенсивностью 2-3 группы по 10-20 человек в год. Причем группы состояли как из офицеров бригад специального назначения, так и из оперативных сотрудников военной разведки. Для каждой из групп делался упор на ее профессиональную специализацию. Иногда выполнялся специальный заказ ГРУ ГШ по подготовке сотрудников в ускоренные сроки, причем сами инструктора не знали назначения и установочных данных людей, входивших в данные группы.
          У учебного центра появилась своя тренировочная база, на которой обеспечивалось обучение проживание и питание приехавших на занятия офицеров. Она находилась под хутором Ленина, недалеко от Краснодара на берегу живописного озера. Там был барак, переоборудованный в тир, элементы полосы препятствий и различные тренажеры для моделирования боевых ситуаций. Постепенно выработался наиболее удобный график занятий с учетом физиологических особенностей. Утром зарядка с отработкой базовых элементов системы после небольшой пробежки. Завтрак. После него занятия по психологии, самоанализу ощущений, медицина и рукопашный бой. После обеда стрельба из пистолетов, иногда плавание. Вечер, как правило, был свободным.
          Примерно раз в две недели осуществлялся выезд на полигон, где в течение 1-2х суток отрабатывались вопросы, связанные со стрельбой из длинноствольного оружия, метанием боевых и учебных гранат, стрельбой из гранатометов.
В середине и в конце сборов было два трехсуточных выхода в горы. Здесь отрабатывались вопросы топографии, обеспечения жизнедеятельности и рукопашного боя на фоне усталости.
          Самым неприятным из всех занятий был поход в морг. Неприятные ощущения, неприятный запах, надолго остающийся в одежде, и созерцание того, что нас всех неизбежно ждет.
          За время проведения сборов рос профессиональный опыт не только приезжавших на учебу, но и сотрудников центра, с которыми делились опытом, полученным за годы службы, ученики. Основным недостатком преподавательского состава было незнание современных технических средств, находящихся на вооружении у спецназа, что приводило к сложности адаптации методик обучения к применению этих средств. В течение года все офицеры центра сами были подготовлены к выполнению любой специальной задачи. В связи с этим Московским руководством было принято решение о создании на базе центра группы специального назначения (ГСН).
          Были сложности и с ломкой стереотипов приезжавших на обучение военнослужащих. Многие представляли армейский рукопашный бой как набор приемов карате, бокса и самбо, не понимая, почему в данной системе вообще нет приемов. Много нареканий вызывало изучение штыкового боя, который офицеры спецназа справедливо считали анахронизмом. Метание ножа вызывало вопросы, особенно при наличии современного бесшумного оружия. Стрельба в ближнем бою вообще шокировала принципами ведения огневого контакта и нарушением всех традиционных наставлений и требований мер безопасности. Все приходилось доказывать не только словом, а личным примером, проверенным на практике. В итоге даже отъявленные скептики склонялись к эффективности системы.


 


Боевая работа

          В декабре 1994года Чеченская компания, бездарно начатая новогодним штурмом, наглядно показала неготовность наших частей к ведению боевых действий в городских условиях. Бойцы не владели даже элементарными тактическими навыками. С трудностями столкнулся и армейский спецназ. На него были возложены несвойственные задачи. Разведка в городе, штурм зданий, вытягивание на заданные рубежи мотострелковых подразделений. Действуя подобным образом, спецназ часто вступал в ближний огневой контакт с противником, иногда даже с элементами рукопашного боя. Вот здесь прошедшие подготовку офицеры чувствовали определенный перевес над противником и по-новому оценили полученные в центре навыки.
          С февраля 1995 года сотрудники центра начинают выезжать в командировки в чеченскую республику. Он участвуют в проведении специальных операций, занимаются сбором информации о нахождении лидеров бандформирований с использованием нетрадиционных методов и проводят занятия с военнослужащими подразделений специального назначения. Известно точно, что был успех благодаря развитым боевым навыкам, были и проколы, вызванные как недостатком опыта, так и общей неразберихой. Неоднократно точно определялось место нахождения лидера чеченских сепаратистов Д.Дудаева, но отсутствие политической воли руководства и недостаток технических средств позволили провести его ликвидацию далеко не с первой попытки. Ликвидация Масхадова не удалась из за слабого технического обеспечения операции. Машина, подготовленная для взрыва, взорвалась уже после проезда колонны с начальником главного штаба Ичкерии. Были огромные сложности с проведением занятий в боевых условиях. Уставшие от физических нагрузок и стрессов бойцы просто не могли в полном объеме освоить даже азы системы, при этом признавая ее очевидную эффективность. Попытки обучению стрельбе без традиционного прицеливания сталкивались с незнанием способов перемещений и невыработанной стойкой. Отработка стойки и перемещений требовала затрат времени и физических сил. Тем не менее командир 173 отряда специального назначения подполковник Ю.В. Мокров выделил группу боевых офицеров, прапорщиков и контрактников для занятий в течение недели. Почему-то все понимают, что первоклассного боксера или каратиста за неделю не сделаешь, стрелков тоже готовят более продолжительное время, так чего же можно было ожидать от привлеченных к занятиям? Необходимого для применения в бою уровня подготовки они так и не смогли достичь. Зато понятие о существующей системе подготовки проникло в войска, воюющие в Чечне. Появились офицеры, желающие пройти подготовку, и появилась обратная связь с войсками, когда прошедшие подготовку давали данные о ее эффективности и необходимых изменениях. Работа офицеров центра получила высокую оценку у руководства ГРУ, многие из принимавших участие в боевых действиях были награждены орденами, медалями, именным оружием.


 


Между войнами

          Работа по подготовке офицерского состава не прекращалась даже в периоды, когда большая часть преподавателей находилась в зоне боевых действий. Было понятно, что обучать боевой системе удобнее в специализированном учебном центре, а не в зоне боевых действий. Будущие офицеры постигают науку воевать в военном училище, а не на войне.
          Большим минусом в работе центра было отсутствие обратной связи. За все годы работы по подготовке офицеров так и не удалось организовать систематический сбор информации и анализ эффективности работы системы в реальных боевых ситуациях. Все попытки разбивались о "железный" аргумент - все операции спецназа секретные, мы не можем концентрировать в учебном центре всю информацию о них. При этом ведущие специалисты центра имели высшую форму допуска и просили не полное описание операций, а обезличенные тактические схемы.
          Тем не менее путем личных контактов отслеживались по мере сил и возможностей успехи офицеров, обучавшихся в центре, и даже был введен курс повышения квалификации, куда откомандировывались уже прошедшие подготовку офицеры. После этой подготовки бойцы становились офицерами качественно иного уровня и были способны к выполнению специальных задач повышенной сложности.
          Так два офицера ГРУ, прошедшие подготовку по методикам центра, в составе делегации Рособоронэкспорта смогли выиграть тендер на поставку в одну из африканских стран пистолетов ПМ. По многим характеристикам они уступали западноевропейским аналогам, но после показа представителям покупателя возможностей стрельбы с использованием русской боевой системы, покупатели пришли в восторг, и контракт на их покупку был заключен.
          По заказу Генерального штаба офицеры центра приступают к разработке наставления по ведению боя в городе, с учетом опыта первой Чеченской компании. К концу 1996 года этот коллективный труд выходит в свет и получает высокую оценку руководства. С.И.Сергиенко заканчивает научно-исследовательскую работу "Методика обучению скоростной стрельбе в ближнем бою". В.П. Данилов с товарищами пишет работы "Ведение рукопашного и ближнего огневого боя в ограниченном пространстве", "Методика ведения РБ с использованием штатного оружия и подручных средств группой и в одиночном порядке в сложных условиях". Расширяется штат группы специального назначения за счет прихода в нее наиболее способных офицеров из числа прошедших подготовку. Капитан Быстробегов, группа которого ранила Радуева в первую чеченскую компанию, продолжил службу в этой группе. Сын Кадочникова Аркадий также служил здесь. Сама группа занимается плановой боевой подготовкой. Особое внимание уделялось режиму секретности, принадлежность центра к системе ГРУ всячески умалчивалась. Сотрудников просили ограничить служебные контакты с представителями спортивных направлений стрельбы и рукопашного боя. Ограничивался контакт с сотрудниками других силовых ведомств. Получалось, что центр варился в собственном соку. Не было возможности сравнить то, чем занимались в центре, с методиками, применяемыми в подготовке спецподразделений ФСБ, МВД, МинЮста и других ведомств. Тем не менее, удержать все в тайне не получалось. Не все прошедшие подготовку офицеры оставались в Вооруженных Силах. Кто-то ушел на гражданку и стал телохранителем, кто-то перевелся в "Альфу" и "Вымпел", которые входят в состав ФСБ. Некоторые продолжили службу в милицейском СОБРе. Перешедшие в другие ведомства офицеры стали вносить в боевую подготовку своих подразделений наработки Краснодарского центра. Насколько они были восприняты в СОБРе неизвестно. В Краснодарской "Альфе" отнеслись к ним с большой долей скептицизма. "Альфа" очень консервативная организация со своими традициями, и сложившимися стереотипами боевой подготовки. К тому же, что подходит для ближнего боя в армейском понятии совершенно неприемлемо для освобождения заложников. Алексей Алексеевич Кадочников в 1998 году несколько раз встречался с руководителем Краснодарской "Альфы" полковником А.В. Волосниковым, но плановых занятий или семинаров по русской боевой системе проведено не было. Несколько хороших учеников Кадочникова уже служило в "Альфе", один из них был инструктором по рукопашному бою, но в ходе занятий использовал только отдельные элементы. Положение несколько изменилось с приходом 2-х офицеров прошедших подготовку в центре. Они смогли организовать неофициальное взаимодействие с центром. Полковники В.П. Данилов и С.И. Сергиенко начали регулярные встречи по обмену опытом с сотрудниками "Альфы". В 1998 году Сергиенко присутствует в качестве независимого наблюдателя на снайперских соревнованиях, проводимых Краснодарской Альфой. Данилов проводит ознакомительное занятие по рукопашному бою. Эти встречи помогли внести некоторые изменения в систему подготовки в самом учебном центре. В это время проходит подготовку еще одна группа офицеров ГРУ ГШ, это были профессионалы очень высокого уровня, но даже их мастерство не шло ни в какое сравнение с подготовкой инструкторов центра. Полковник Данилов, при демонстрации рукопашного боя, на спор выходил из любого захвата и обыгрывая в самой невыгодной ситуации наиболее подготовленных и физически сильных офицеров из этой группы. Полковник Сергиенко побеждал в любом из стрелковых упражнений, показывая лучшее время и точность попадания. Все это произвело очень большое впечатления на офицеров Генерального Штаба. При комплектовании офицерского спецназа в Солнечногорске часть офицеров Краснодарского центра перешла туда для дальнейшего прохождения службы.



Вторая чеченская

          Когда чеченские боевики вторглись на территорию Дагестана, первыми, кто вступил с ними в бой, были спецназовцы. Началась вторая чеченская компания, в которой прошлых ошибок не повторяли. Жестокие бои в горно-лесистой местности подтвердили правильную направленность подготовки по методикам Русской боевой системы, особенно в ближнем бою. Специалисты центра получили множество положительных отзывов от проходивших подготовку офицеров.
          Действия по ликвидации главарей бандформирований было возложено на специальные подразделения ФСБ, МО и МВД. Для подразделений ФСБ и МО это была несвойственная задача. Первые специализировались на освобождении заложников, вторые на разведке. Здесь требовалась адресная работа, часто с огневым контактом в помещении и рукопашным боем в замкнутом пространстве. Система оказалась полностью востребованной, не удивительно, что многие из офицеров центра оказались снова в Чеченской республике.
          В Краснодарской "Альфе" вспомнили о системе подготовки, которую предлагали специалисты центра и официально пригласили инструкторов для проведения занятий с Новороссийским отделом. Благодаря высокому физическому уровню и уже имеющимся у сотрудников навыкам, инструкторам удалось в сжатые сроки получить требуемый результат. В итоге все сотрудники отдела, проходившие подготовку будучи в зоне контртеррористической операции не получили травм и ранений, а общий результат работы отдела улучшился почти в два раза. Решено было проводить подобные сборы перед каждой командировкой. Сергиенко и Данилов смогли провести их с сотрудниками "Альфы" еще два раза перед выездом групп в боевые командировки. Было много работы в своем ведомстве. Тем более, что часть сотрудников центра уже находились в Чечне.
          Под эгидой военной разведки работают агентурно-боевые группы из состава местного населения Чеченской республики, работают чеченские батальоны "Запад" и "Восток". Кроме командиров из числа чеченцев, там работали офицеры из бригад спецназа и инструктора центра. Большинство операций проводились совместным составом, что способствовало укреплению взаимного доверия. В одной из таких операций при задержании главаря бандитского подполья, блокированного на окраине Грозного, погиб Влад Посадский. При действиях в доме, где засели боевики, в него попали четыре пули из АПСа. Кто-то скажет: "А как же мастерство?". Оно присутствовало, и в данном случае Влад шел на сознательный риск ради выполнения задания, личным примером показав способность к самопожертвованию и заботу о младших менее подготовленных сослуживцах. Его уже ждало назначение на должность начальника разведки группировки и он мог отказаться от участия в операции, но не отказался… За мужество и героизм, проявленные при проведении операции, ему было присвоено звание Героя России посмертно. Получил осколочные ранения при подрыве на мине Олег Ведерников. Умер при странном стечении обстоятельств руководитель самого закрытого направления деятельности центра - парапсихологии, Сергей Вишневецкий.





Закрытие центра

          После смерти Вишневецкого деятельность центра начала постепенно сворачиваться. На подготовку присылали меньше групп. Продолжалась научно-исследовательская работа, которая часто оставалась невостребованная. Обострился конфликт между офицерами, осуществляющими научно-преподавательскую работу и административно-командной частью центра. К творческим людям всегда нужен особый подход, как у режиссера к талантливым артистам, а командование части, будучи функционерами, по сути этого момента не понимало. В итоге само командование начало предпринимать шаги к свертыванию деятельности по изучению и обучению методикам боевой системы. В боевых частях и подразделениях специального назначения просто физически не было времени на освоение методик. У офицеров, прошедших подготовку, все время занимала административно-хозяйственная деятельность. Боевая подготовка сводилась к необходимости обучить бойца срочной службы элементарным навыкам. Не было необходимой материальной базы. Требования мер безопасности тоже не позволяли многие элементы отрабатывать в войсках. В итоге офицеры, прошедшие подготовку, стояли перед выбором: либо становиться обычным функционером, либо уходить из войск в структуры, позволяющие личный рост с использованием полученных навыков. Многие ушли. Ушли в структуры спецназа других силовых ведомств, в коммерческие структуры. Сама подготовка в экономическом отношении была довольно дорогая, за два месяца каждый обучаемый выстреливал более 2-х тыс. патронов из различных видов оружия, это не считая гранат и специальных средств. Отрыв в командировку более чем на два месяца офицеров из войск вызывал скрытый протест их руководителей. Состав офицеров центра за годы его существования практически не менялся. Стоит ли говорить, что им тоже был необходим рост в должностях и званиях. Заменить их было некому. За время работы с обучаемыми о собственной замене не думали. Учитывая все эти факторы, руководство ГРУ пришло к выводу о необходимости свертывания деятельности центра в этом направлении. Свои подразделения не могли в полном объеме принять тот уровень подготовки, который давали в центре, а готовить специалистов для других ведомств за счет министерства обороны было расточительством. Направление подготовки закрыли, хотя у всех осталось мнение, что это были настоящие специалисты своего дела, только они пришли слишком рано.

Вверх